|
Никакой человек в мире не родится готовым, т.е. вполне
сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно
движущееся развитие, беспрестанное формирование.
В. Г. Белинский
|
В педагогической
практике учитель, взаимодействуя с
разными детьми, должен быть готов к тому, что одни и те же приёмы и методы
работы будут оказывать на них неодинаковое воздействие. Это и неудивительно - сколько
примеров, когда даже внутри одной семьи два ребенка, находясь под действием
одного стиля воспитания, вырастают совершенно непохожими людьми, с разным
набором личностных качеств и ценностных ориентиров. Следовательно, единого
рецепта воспитания детей не существует, и учителю, опираясь на достижения и
опыт классической педагогики и психологии, необходимо использовать и личный
опыт, и свою интуицию.
Ориентирами
на пути к предвосхищаемому результату становятся высшие человеческие ценности,
которые остаются неизменными на протяжении всего существования человеческого
общества, стойко выдержав различные
исторические перипетии. К этим ценностям в равной степени относятся духовность, труд, порядок,
права человека, справедливость, достоинство, совесть.
Именно высшие
человеческие ценности привносят нравственность в желанные для людей объекты,
организующие жизнедеятельность.
Это особенно важно осознавать в наше время, когда потребительское
сознание вытесняет то истинно ценное (в частности, нравственное отношение к
жизни), что тысячелетиями складывалось и веками передавалось из поколения в
поколение. Потребительский
образ жизни соблазняет и прельщает легкостью усвоения правил игры, но также
унижает и дезориентирует человеческую сущность. Такая ситуация усложняет положение учителя,
который должен осознать, что не обучение, а воспитание является первостепенной
задачей его деятельности.
Воспитать
– это значит передать представления о добре и зле, в том числе и собственные, создать
условия для включения и развития внутренних потенций ребенка, возможности его самореализации.
Особая
роль в воспитательном процессе отводится личному примеру педагога. Уникальная
возможность передать свой личный опыт подрастающему поколению накладывает на
учителя особую ответственность.
Чтобы быть
ВОСПИТАТЕЛЕМ, необходимо соответствовать некоему стандарту нравственности, так
как "влияние нравственное
составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума
вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных
интересов". Эти слова великого К. Д. Ушинского актуальны и
сегодня. Следовательно, в работе с детьми педагогу необходимо выработать
определенные правила. Первое, что нужно сделать, - принять ребенка
таким, каков он есть, дальше со всей скрупулезностью попытаться выяснить,
почему выделяются именно данные акцентуации личности.
Хочется
вспомнить слова А.
С. Макаренко: "Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать". Обязан в
той мере, в которой он хочет добиться понимания и доверия со стороны учеников. Только
понимание внутренних переживаний детей на разных возрастных этапах даст
возможность найти «правильные» слова, действия, эмоции. Поиск позитивного в
личности каждого ребенка позволит определить индивидуальную траекторию
воспитания. Совокупность
выработанных индивидуальных траекторий воспитания детей образует единую
воспитательную систему.
Соучастие
в жизни, личный контакт необходимы для полноценного взаимодействия с учениками.
Учитель не должен оставаться равнодушным, невнимательным по отношению к детским
эмоциям, желаниям, душевным тревогам. Пропустишь простой перепад настроения, не
обратишь внимания на зов души ребенка, и вот уже потеряны тонкие нити
человеческого взаимодействия.
Сделать
прочнее взаимосвязь помогает совместная деятельность. Она сближает на духовном
уровне, возможно, способствует избавлению ребенка от предрассудков или страхов.
Можно, конечно, дать поручение, но…
Ребёнок
всегда откликнется, пойдёт навстречу взрослому, если его принять и всё делать
от души.
Я в этом уверен и
верен этому в своей работе учителя, которая и есть моя жизнь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий