воскресенье, 8 января 2023 г.

Использование эффективных технологий обучения на уроках истории и обществознания (на примере использования «ПОПС-формулы»)

 

Использование эффективных технологий обучения на уроках истории и обществознания (на примере использования «ПОПС-формулы»)

Урочная форма организации обучения имеет как достоинства, так и недостатки, одним из которых является специфическая организация временного пространства, определяемая границами урока и порогом восприятия учащимися потока учебной информации. В этих нелегких условиях учитель пытается решить очень важные учебные и воспитательные задачи. Современный школьник отличается достаточно низким уровнем учебной мотивации, широкими интересами, никак несвязанными с учебной деятельностью. Использование традиционных технологий и методов обучения может привести к неожидаемым результатам. Что же может помочь современному учителю пробудить интерес школьника к изучению предмета?


Учителю необходимо обратить внимание на современные эффективные технологии обучения. Современные технологии обучения открывают перед учителем широкие возможности, а именно, позволяют: снизить утомляемость учащихся, увеличить скорость и качество усвоения нового материала, активизировать познавательные возможности. Эффективные технологии способствуют развитию рефлексии и формированию навыков самооценки.

Тенденции современного образования определяют важность интеграции предметных областей, требуют унификации методических и педагогических приемов и технологий. Насколько это возможно осуществить? Однозначный ответ на этот вопрос дать в данный момент сложно. Внедрение нового подхода, определяемого новыми образовательными стандартами, началось относительно недавно, результаты будут видны только в отдаленном будущем. Несмотря на кажущуюся универсальность, методические приемы обучения необходимо «доводить до ума», адаптировать к конкретным условиям. Практика показывает, что в преподавании предметов естественно-математического и гуманитарного циклов существует небольшая разница. Гуманитарные предметы имеют собственную специфику. Литература, история, обществознание – эти предметы традиционно связаны с превалированием вербальных форм взаимодействия. Действительно, этим предметам отводится очень важная роль в учебном плане: формирование  навыков устной речи, активной коммуникации, интеракции – все это сочетается с внутренней спецификой данных предметов, наличием собственного терминологического и понятийного аппарата, большого объема учебного материала. Помимо этого, данные предметы должны решать нравственные задачи, воспитывать патриотизм, формировать гражданскую идентичность. Не умаляя значения других школьных предметов, надо отметить, что триединая цель обучения фактически решается силами предметов гуманитарного цикла, и часто, одновременное решение нескольких задач приводит к казусной ситуации: недостатку времени на усвоение программного материала.

Все эти проблемы сочетаются с проблемами психофизического состояния современного школьника. Неусидчивость в младших классах сменяется пассивным состоянием школьника подросткового возраста, в старших классах интересы учащихся формируются в условиях профессионального самоопределения и господства прагматизма в определении целей обучения. Причем активность учащегося пятого класса учителя всячески пытаются обуздать, а пассивность восьмиклассника никак не могут преодолеть. Такие изменения психофизического состояния учащихся на разных ступенях обучения имеют научные объяснения, предлагаются и решения.

Однако всех книг не перечесть, методик также не освоить. Как нет на свете панацеи, нет и универсальных методик и технологий обучения. Приходится, испытывая на собственном опыте, искать оптимальный вариант использования различных методов и технологий, способствующих лучшему усвоению учебного материала.

Современной педагогической науке известно множество различных технологий, методик, приемов. Но использование тех или иных технологий не обязательно приводит к ожидаемому результату.

В своей практической деятельности педагоги используют различные методики, которые можно условно разделить на три группы: пассивные, активные и интерактивные. Различаются методики субъектно-объектными отношениями и зависят от построения траектории коммуникации. Пассивные методики включают одностороннюю коммуникацию: монолог учителя и слушателей-учащихся. Большинству учителей легче подготовить качественный монолог, чем выстроить модель интерактивного взаимодействия, но в результате отдача при пассивном участии будет минимальной. Современные условия жизни позволяют в течение нескольких минут найти практически любую необходимую информацию с помощью мобильных устройств и  интернета. Стоит ли тратить в данных условиях время на подготовку лекции? Другой вопрос, смогут ли обучающиеся самостоятельно разобраться в этой массе информации? Данная деятельность учащихся также требует активного вмешательства педагогов, возможно, и родителей. Большинство современных подростков увлекаются информационными технологиями только в том случае, когда дело касается компьютерных игр, лишь изредка обращая внимание на широкие возможности, которые предоставляют компьютеры и интернет. Обратить внимание на эти возможности могут не только учителя информатики, но и учителя других предметов. Отказ от использования пассивных методов обучения позволяет иначе построить структуру урока. На помощь учителям приходят активные методики. Данные методики изменяют структуру отношений между учителем и учащимися, выстраиваются субъектно-субъектные отношения, складывается диалог. Учащиеся выполняют проблемные задания, вовлечены в творческую деятельность. Наряду с многочисленными достоинствами активных методик существуют и недостатки. Данные методики предусматривают взаимодействие учителя и конкретного ученика, т. е. проявляется односторонность коммуникации, часть учащихся попадают в пассивный капкан. Для преодоления данного противоречия учитель должен применять интерактивные методы обучения, позволяющие расширить сферу взаимодействия: в процессе обучения должны возникать интегративные связи между учениками и учителем, складываться отношения сотрудничества. Данные методики призваны активизировать учащихся, привлечь к совместной творческой деятельности. Интерактивные методы не являются чем-то новым в практической деятельности учителей, большинство активно применяют эти методы в урочной и внеурочной деятельности. Ролевые игры, работа в группах, мозговой штурм, технология активного чтения и другие методы стали важной практической компонентой деятельности педагогов. Перечисленные технологии и методические приемы отличаются сложностью в организации и требуют значительных временных затрат при подготовке. Кроме того, использование некоторых приемов может привести, в конечном счете, к непредсказуемым последствиям, например, в групповой работе очень важно заранее определить роли участников группы, тщательно следить за тем, чтобы каждый учащийся проделал определенный объем работы, а не отсиживался, пользуясь результатами других участников. И все равно, даже при тщательной подготовке учитель не всегда может быть уверен в том, что все учащиеся усвоили материал в равной мере. Групповая работа часто занимает в уроке господствующее положение, на применение традиционных методов контроля: фронтального опроса, беседы, теста (качественного) просто не остается времени. Однако отказываться от групповой работы не стоит. Необходимо вместе с групповыми формами работы использовать эффективные инструменты контроля качества усвоения учебного материала. В целях контроля результатов усвоения учебного материала учитель может применять современные приемы обратной связи. Самым распространенным современным приемом обратной связи является синквейн, своеобразная форма стихотворения. Другим приемом обратной связи может служить «ПОПС-формула» – аналог PRES-formula (Position ReasonExplanation or ExampleSummary), разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсон из ЮАР.

Таблица. Структура ПОПС-формулы

Элементы

Содержание

Примеры фраз

П – позиция

Представление собственной точки зрения

Я считаю, что…

О – обоснование (объяснение)

Обоснование точки зрения

Потому, что… (Так как…)

П – пример

Примеры (факты, доводы), подтверждающие данную точку зрения

Я могу доказать это на примере…

С – следствие (суждение)

Заключение (вывод)

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…

 

Составные части ПОПС-формулы позволяют разобрать учебную проблему, закрепить изученный материал. В отличие от тестового контроля, формула выявляет пробелы в знаниях учащихся по существу, исключая случайности, интуицию и удачу.

Возможности ПОПС-формулы не ограничиваются применением в качестве приема обратной связи. ПОПС-формулу используют как инструмент построения дискуссии, подготовки публичных выступлений. У учащихся возникает интерес к высказываниям одноклассников, появляется желание обсудить точку зрения выступающего, поспорить. ПОПС-формула упрощает процесс формулирования позиции (точки зрения) в сложных ситуациях, при изучении учебного материала, насыщенного фактами, событиями, датами и т.д. ПОПС-формула привлекает учащихся простотой выполнения, однообразными правилами оформления, возможностью применения формулы по аналогии. В результате использования формулы увеличился процент учащихся, выполняющих домашние задания, основанные на решении проблемы с использованием ПОПС-формулы. Работая дома, учащийся может расширить содержание ответа несколькими примерами, в итоге получается полноценное выступление. Закрепление на уроке с использованием формулы позволяет оперативно выявлять пробелы в знаниях учащихся, предпринимать своевременные меры по коррекции учебной траектории учащихся.

ПОПС-формула фактически готовит учащихся к решению более сложных учебных задач. Экзамен по истории в формате ЕГЭ включает задание С5, проверяющее умения аргументации различных точек зрения с привлечением исторических знаний. Аналогичный экзамен по обществознанию включает задания С7 и С9. Задание С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, формулировки и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задание С9 предусматривает написание эссе по определенной проблематике, данное задание обеспечивает проверку целого спектра различных умений, в том числе умение аргументировать (Из спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ, ФИПИ).

Использование ПОПС-формулы на уроках обществознания. В курс обществознания в 8 классе включен ряд тем по экономике. Учащимся приходится сталкиваться со сложным понятийным аппаратом, разбираться в вопросах, которые, несмотря на свою важность, к ним непосредственного отношения не имеют. Учителю важно привлечь учащихся к экономическим проблемам, показать актуальность изучения учебного материала. К счастью, содержание курса позволяет это сделать. В теме «Инфляция и семейная экономика» учащиеся знакомятся с понятиями «доходы», «сбережения», «потребительский кредит». Большинство восьмиклассников уже знакомы с понятием «кредит», знакомы с принципами и условиями кредитования физических лиц (из опыта членов семьи). Но какую практическую пользу им принесет знакомство с теоретическим материалом учебного пособия в этом возрасте? Многие учащиеся и не задумываются об этом. Но с помощью ПОПС-формулы можно активизировать интерес учащихся, привлечь их к оценке кредитования, положительных и отрицательных сторон данного экономического явления.

Для демонстрации возможностей ПОПС-формулы приведу примеры конкретных работ учащихся. Перед учащимися была поставлена проблема: «Потребительский кредит – зло?».

 «Я считаю, что, действительно, потребительский кредит – зло. Думать, что потребительский кредит – добро неправильно. Да, безусловно, он помогает купить что-то сразу, не потратив все деньги, постепенно производя платёж за него, потому что нет большой  суммы, чтобы купить товар сразу. Но тем самым мы обманываем себя. Взяв что-то в кредит, мы платим не только за товар, но и платим проценты, которые в итоге составляют большую сумму, на которую можно было бы купить что-нибудь необходимое.

Приведу пример, чтобы доказать это. Для покупки телевизора, который стоит 100 000 руб., семья решила взять кредит. Каждый месяц они должны были платить 12 000 руб. Но на самом деле они платят 8 000 руб., а 4 000 руб. переплачивают. Действительно экономнее было бы скопить все деньги, а затем только купить телевизор и не тратить лишние деньги.

Исходя из этого, я делаю вывод, что потребительский кредит – зло».

Бавеян Диана, ученица 8 класса

 

«Я считаю, что потребительский кредит – это зло. Потому, что он имеет много минусов, например:

- увеличение реальной стоимости вещи;

- кажущаяся легкость и доступность кредита заставляет покупать дорогостоящую вещь, не оценив свои реальные возможности;

- многие банки в России занижают в рекламе процентную ставку, а в реальности человек платит гораздо больше (скрытая процентная ставка);

- непредвиденные обстоятельства (травма, болезнь, увольнение) могут привести к тяжелым последствиям – опись имущества и др.

- психологический дискомфорт. 

     Фактор присутствия психологического дискомфорта можно проиллюстрировать следующим примером. Человек купил дорогую машину в кредит сроком на 5 лет, по происшествию трех лет радость от ее приобретения уже давно прошла, машина уже была в ремонте, она уже надоела владельцу, а он еще два года должен продолжать выплачивать кредит, отказывая себе и своей семье в каких-то необходимых вещах.  Он даже не имеет возможности продать ее, т.к. владельцем ее является банк.

     Если бы кредит не был бы так доступен, то человек, возможно бы, исходя из своих накоплений, выбрал бы машину дешевле, которая также бы удовлетворяла потребность его и его семьи в машине, но не ложилась бы таким тяжелым финансовым грузом на семью.

     Исходя из всех этих факторов, я делаю вывод о том, что минусов в потребительском кредите гораздо больше, чем плюсов. Все они существенно ухудшают финансовое положение человека и его семьи».

Комарова Екатерина, ученица 8 класса

 

 «Я считаю, что потребительский кредит – это добро. Потому что он позволяет потребителям удовлетворить свои потребности сразу, а не через какое-то время, которое будет потрачено на накопление нужной суммы. Я могу это доказать на примере. Предположим, что какая-то семья решила купить ноутбук стоимостью 30 000 руб., но на накопление этой суммы потребуется время, за которое этот ноутбук может подорожать, либо у семьи появятся другие потребности, которые не позволят накопить денежные средства, поэтому этой семье нужно взять кредит. Исходя из этого, я делаю вывод, что потребительский кредит – добро».

Лаврентьева Екатерина, ученица 8 класса

Данные работы стали результатом домашней работы. Учащиеся могли некоторое время осмыслить проблему, повторить учебный материал. Больший интерес вызывают работы, сделанные на уроке. Познакомимся с работами учеников, которые выполнялись в условиях ограниченного времени на уроке изучения нового материала по теме «Безработица, ее причины и последствия». Безработица – неоднозначное экономическое явление. С одной стороны, она вызывает социальную напряженность, лишает часть общества возможности вести приличествующий образ жизни. С другой – безработица способствует развитию конкуренции на рынке труда (лучшие кадры занимают лучшие рабочие места), оказывает благотворное влияние на процесс образования и самообразования (работники с более высокой квалификацией быстрее находят работу). Эта неоднозначность определила проблему: «Безработица – способ регулирования государством рынка труда?»

 «Я считаю, что, действительно, безработица – способ регулирования государством рынка труда.

Я так считаю, потому что безработица – спутник рыночной экономики, к тому из-за безработицы складывается положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу. Государство помогает найти им работу.

Приведу пример, чтобы доказать это. Например, если государство не установило минимальную заработную плату, то Егора Александровича могла не устроить та зарплата, которую он получал на работе, он решил уволиться и найти другую работу, но до сих пор он не может найти её. Тогда он обращается в службу занятости, которая помогает ему найти работу. Возможно, ему придется переучиваться, повышать уровень знаний.

Исходя из этого, я делаю вывод, что безработица - способ регулирования государством рынка труда».

Бавеян Диана, ученица 8 класса

     «Я считаю, что безработица должна регулироваться государством и полностью избежать ее нельзя, потому что государство регулирует рынок труда, а он не может вместить в себя всех желающих работать.

     Я могу доказать это на примере. Допустим, государство ввело новый закон о том, что для работы в государственной охранной системе необходимо получить спортивный разряд.

     Исходя из этого, я делаю вывод о том, что государство регулирует уровень безработицы и влияет на нее».

Комарова Екатерина, ученица 8 класса

 

 «Я считаю, что это действительно так. Потому что безработица способствует регулированию  рынка, т.к. безработными в первую очередь становятся работники, чьи профессии, квалификации и опыт работы не соответствуют технической перестройке производства. Например, профессия «инженер» потеряла значимость, а потому людям, чтобы продолжить свою работу, нужно было развивать свои умения с точки зрения современных технологий. Государство может вложить деньги в определенные отрасли и привлечь безработных к работе. Исходя из этого, я делаю вывод, что государство может с помощью безработицы регулировать рынок труда».

Белякова Нина, ученица 8 класса

 

Использование ПОПС-формулы на уроках истории. Приведу пример работы учащегося 7 класса по теме «Великая ли я, решать будет потомство». Данное высказывание принадлежит российской императрице Екатерине II. Высказывание было дано в качестве афоризма на первом уроке изучения темы, к уроку обобщения учащиеся должны были выполнить задание в форме ПОПС-формулы.

«Я считаю, что Екатерина II была действительно «Великой», потому что в ее правление:

Во-первых, намного увеличилась площадь нашей страны.

Во-вторых, во главе России Екатерина II превратила Россию в великую морскую державу.

В-третьих, наблюдался колоссальный рост населения.

Все вышеперечисленное я могу подтвердить высказыванием графа А. Безбородко: «Не знаю как при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», что доказывает, что Россия в то время была мировой державой.

Свои объяснения наряду с другими примерами, я могу доказать так:

во время правления Екатерины II население страны увеличилось с 22 миллионов до 36 миллионов;

 в результате двух Русско-турецких войн, войны со Швецией и трех разделов Польши были получены: Крым, Часть Северного Кавказа, Грузия, Белоруссия, Литва, часть земель Северной Америки.

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что Екатерина II была поистине «Великой».

Малофеев Максим, ученик 7 класса

Надо признать широкие возможности использования ПОПС-формулы как эффективного инструмента контроля качества усвоения учебного материала учащимися. ПОПС-формула соответствует современным тенденциям в образовании, отвечает требованиям стандартов нового поколения, имеет схожую структуру с заданиями итоговой аттестации выпускников основной (в форме ОГЭ) и средней школы (в формате ЕГЭ). Использование современных эффективных технологий обучения сделает уроки более интересными, продуктивными и результативными.

 

Комментариев нет:

Навигация

Copyright Text