понедельник, 30 августа 2021 г.

Готовимся к школьному этапу Всош по истории

 

Выдержка из

«МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ»

История

5.2. К олимпиадным заданиям предъявляются следующие общие требования:

 соответствие уровня сложности заданий заявленной возрастной группе;

 недопущение двусмысленности в том, в какой форме должен быть представлен

ответ;

 тематическое разнообразие заданий;

 корректность формулировок заданий;

 указание максимального балла за каждое задание и за тур в целом;

 соответствие заданий критериям и методике оценивания;

 наличие заданий, выявляющих склонность к научной деятельности и высокий уровень интеллектуального развития участников;

 наличие заданий, выявляющих общеучебные навыки учащихся;


 недопустимо наличие заданий, противоречащих правовым, этическим,

эстетическим, религиозным нормам, демонстрирующих аморальные, противоправные модели поведения и т.п.;

 недопустимо наличие заданий, представленных в неизменном виде, дублирующих задания прошлых лет, в том числе для другого уровня образования;

 стремление к тому, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника умения самостоятельно размышлять и делать выводы;

 возможность проверки умения участника (особенно в старших возрастных параллелях) работать с различными источниками информации (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты исторических источников);

 выявление общего культурного уровня учащихся;

 при составлении заданий для старшеклассников распределять задания между всеми периодами, включая XX век;

 желательность присутствия вопросов по всеобщей истории (особенно в контексте истории России, ее внешней политики и международных связей), при этом доля баллов, получаемых за вопросы, связанные со всеобщей историей, для параллелей 7-11 классов не должна превышать 30 %;

 уделение особого внимания таким темам, как развитие русской культуры в XIX в. и Великая Отечественная война;

 сбалансированность проблематики вопросов (они должны примерно в равной степени касаться социально-экономической истории, политической истории, истории культуры, истории внешней политики России);

 обязательность включения в комплект заданий одного-двух вопросов, связанных с региональной компонентой в историческом образовании, которые при этом на местном материале показывали какие-либо крупные общероссийские процессы.

5.3. Некоторые рекомендуемые типы заданий.

5.3.1. Задание с выбором одного ответа из предложенных.

Простейшая форма проверки знаний. При их использовании необходимо стремиться к максимально четкой формулировке задания, иначе жюри рискует столкнуться со множеством сложностей при проверке, связанных с появлением «формально правильных ответов». Дав такой ответ, участник зачастую убежден, что выполнил задание, и не предпринимает усилий для поиска более точного решения.

Например, на вопрос «Кто нанес поражение турецким войскам при Козлудже?», вместо предусмотренного ключом ответа «А.В. Суворов», дается ответ «русская армия». Отвергая этот ответ, жюри дает формальное основание для апелляции. Даже в тестовых вопросах, являющихся самым простым из типов олимпиадных заданий, следует стремиться уходить от простой проверки знания фактов, формулировать их так, чтобы поиск ответа предполагал элемент самостоятельного размышления.

Пример.

Какой из русских городов не был основан в XVI в.? (1 балл)

А. Царицын.

Б. Тобольск.

В. Омск.

Г. Белгород.

5.3.2. Задание с выбором нескольких ответов из предложенных.

В отличие от простейшего вопроса, такое задание нацелено на то, чтобы участник попытался рассмотреть определенное явление или эпоху с различных сторон. Например, зачастую участникам бывает непросто осознать, что те или иные политические деятели и деятели культуры – современники.

Пример.

Кто из этих исследователей жил в XVIII в.? (1 балл за полностью правильный ответ,

при одной ошибке и более – 0 баллов)

1. Е. Хабаров.

2. Д. и Х. Лаптевы.

3. С. Челюскин.

4. С. Дежнев.

5. А. Колчак.

6. А. Чириков.

5.3.3. Задание на установление последовательности.

Например, участнику предлагается расставить в хронологическом порядке несколько событий.

В олимпиадном комплекте подобные задания представляются более оправданными в том случае, если названные события тесно и непосредственно связаны друг с другом. Кроме того, крайне нежелательно, чтобы в них присутствовало больше пяти элементов.

Пример.

Восстановите правильную хронологическую последовательность событий. Запишите

ответ в виде последовательности номеров событий в задании (2 балла за каждую верную

последовательность, максимальный балл за все задание – 6 баллов):

А)

1. Вхождение в состав России Бессарабии.

2. Вхождение в состав России Крыма.

3. Вхождение в состав России Средней Азии.

4. Вхождение в состав России Польши.

5. Вхождение в состав России Финляндии.

Ответ:

Б)

1. Совет Всей земли в Ярославле.

2. Взятие Китай-города войсками Д.М. Пожарского.

3. Распад Первого земского ополчения.

4. Разгром гетмана Ходкевича.

5. Избрание Михаила Романова царем на Земском соборе.

Ответ:

В)

1. Введение продразверстки.

2. Начало сплошной коллективизации в СССР.

3. Разрешение крестьянам выходить из общины и создавать хутора и отруба.

4. Декрет о земле.

5. Введение продналога.

Ответ:

5.3.4. Задания на соответствие.

Пример.

Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика (4 балла за полностью верный ряд; 3 балла при одной ошибке; 2 балла при двух ошибках; 1 балл при трёх ошибках; 0 баллов при четырех и более ошибках).

Исторический деятель:

1. Михаил Воротынский.

2. Федор Конь.

3. Иван Пересветов.

4. Иван Федоров.

5. Андрей Чохов.

Род деятельности:

А. Автор посланий о необходимости усиления власти государя.

Б. Полководец.

В. Архитектор, создатель крепостей.

Г. Создатель «Царь-пушки».

Д. Один из руководителей «опричнины».

Е. Русский первопечатник.

5.3.5. Задание на заполнение пропущенных элементов в тексте.

При составлении такого текста важно учесть возможность «формально правильных» ответов. Не следует вместо текста с пропусками использовать т.н. «текст с ошибками», т.к. это искажает представления участников об историческом прошлом и противоречит целям олимпиады.

Пример.

Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (по 1 баллу за каждый верно заполненный пропуск, всего – до 4 баллов).

Пытаясь найти себе внешнюю поддержку, царь Василий Шуйский направил в Новгород своего племянника (1 – имя и фамилия), чтобы попытаться получить помощь из (2 – название страны), правитель которой находился во враждебных отношениях со своим племянником польским королем Сигизмундом III. Был заключен договор, по которому за уступку города (3 – название города) и значительные денежные выплаты в распоряжение России был передан корпус воинов-наемников. Вместе с этим корпусом царский воевода выступил в поход из Новгорода. Армия его медленно двигалась на юг, к Москве, и постепенно весь Север и значительная часть Центра были очищены от войск тушинцев. Сняв осаду с (4 – название) монастыря, он торжественно вступил в столицу (Б. Н. Флоря).

5.3.6. Задания по работе с иллюстративными источниками или картами (допустимо использование только на муниципальном этапе).

Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа участника не сводилась к простому «узнаванию» зрительного образа. Он должен мобилизовать свои знания по истории культуры, чтобы правильно ответить на заданные вопросы. В задании на историческую карту также важно, чтобы речь шла не просто о проверке зрительной памяти, но и об общем уровне знания истории. Кроме того, прежде чем предлагать задания по картам или репродукциям, организаторы олимпиады должны убедиться в том, что полиграфические возможности всех площадок проведения школьного этапа позволяют распечатать эти материалы в надлежащем качестве.

Пример.

В задании даются фотографии соборов Московского Кремля: Успенского, Благовещенского и Архангельского, а также Успенского собора во Владимире и церкви Покрова в Филях. Участникам предлагается определить, какие из этих архитектурных памятников расположены в Московском Кремле.

5.3.7. Задания на анализ документов (допустимо использование только на муниципальном этапе).

Общий подход, принятый во всех олимпиадах, состоит в том, чтобы решение заданий было максимально похожим на реальную работу исследователя (или хотя бы на работу студента в университетском просеминаре или в научной лаборатории). Во многих науках это решается введением экспериментального или полевого тура (как, например, во всероссийских олимпиадах по химии и по географии). Возможность предложить участникам решить реальную задачу, из разряда тех, что регулярно встают перед практикующим исследователем, есть и у историков. В первую очередь речь идет об анализе исторического источника – основе любого научного знания о прошлом.

На олимпиаде от участника требуется не просто соотнести прочитанный текст с теми или иными событиями курса, а самостоятельно выяснить с их помощью нечто, ранее ему неизвестное. С другой стороны, совершенно не правы те авторы заданий, которые сосредотачивают внимание участника на анализе каких-то мелких деталей. По-настоящему удачны именно те задания, выполняя которые, участник может уточнить свои представления о том или ином крупном процессе, увидеть какие-то важные его черты, обычно не находящие отражения в учебниках. Строго говоря, ведь именно такое, неупрощенное видение своего предмета познания и отличает настоящего ученого (пусть начинающего) от дилетанта.

По общему правилу, задача ставит перед участников предельно конкретный вопрос; именно ответ на него и нужно извлечь из документа. Этот вопрос может касаться датировки определенных отрывков текста, определению места (можно – на карте), где произошли те или иные события, и т. д.

Пример.

Прочитайте документ:

«Его Величество Император Всероссийский, с одной стороны, и Его Величество

Император Японии, с другой, будучи одушевлены желанием восстановить пользование благами мира для их стран и народов, решили заключить мирный договор и назначили для сего своими уполномоченными, а именно: Его Величество Император Всероссийский – Его Высокопревосходительство г. Сергея Витте, своего статс-секретаря и председателя Комитета министров Российской империи, и Его Превосходительство барона Романа Розена, ... своего чрезвычайного и полномочного посла при Американских Соединенных Штатах; Его Величество Император Японии — Его Превосходительство барона Комура Ютаро, Юсамми, ... своего министра иностранных дел, и Его превосходительство г. Такахира Когоро, Юсамми, ... своего чрезвычайного посланника и полномочного министра при АмериканскихСоединенных Штатах, каковые по размене своих полномочий, найденных в надлежащей форме, постановили следующие статьи».

1. Назовите год подписания данного договора? (1 балл)

2. Под каким названием он известен? (1 балл)

3. Какую войну он завершил? (1 балл)

4. Почему в документе указан есть представитель США? (1 балл)

5. Назовите 3 условия данного договора. (до 3 баллов)

5.3.8. Эссе или развернутый письменный ответ (допустимо использование только на муниципальном этапе).

Желательно, чтобы формулировка тем эссе предполагала возможность проверить не только основные знания по школьному курсу истории, но и знание различных точек зрения по выбранной теме, умение участника высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу. Участникам предлагается на выбор несколько тем. Развернутый ответ пишется по одной из выбранных тем.

Темы (не менее трех) должны охватывать основные периоды истории России:

 первая тема – с древнейших времен до середины XVI в.;

 вторая тема – с середины XVI до конца XVIII в.;

 третья тема – XIX в.;

 четвертая тема – с начала XX в. до настоящего времени.

Примеры возможных тем:

1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII–XV вв.

2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

4. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.

9. Использование учебной литературы и интернет-ресурсов при подготовке

школьников к олимпиаде

При подготовке участников к школьному и муниципальному этапам олимпиады

целесообразно использовать следующие нижеприведенные материалы.

Печатные издания:

1. Талызина А. А. Историческое эссе. Учебное пособие. – М.: Изд. «Русское слово»,

2016. – 320 с.

2. Хитров Д. А., Черненко Д. А., Талызина А. А., Камараули Е. В. Исторический

проект. Учебное пособие. – М.: Изд. «Русское слово», 2017. – 376 с.

Ресурсы в Интернете:

1. Черненко Д. А. Вебинар для организаторов школьного и муниципального этапов

всероссийской олимпиады школьников в 2018–2019 гг. http://vserosolymp.rudn.ru/lecture/ist.php

2. Всероссийская олимпиада школьников по истории. Задания и решения.

https://olimpiada.ru/activity/84/tasks

3. Сайты ВСоШ в регионах http://vserosolymp.rudn.ru/mm/sites/

4. Задания всех этапов ВсОШ по истории (г. Москва)

https://vos.olimpiada.ru/main/table/tasks/#table

Комментариев нет:

Навигация

Copyright Text