Памятка ученику по написанию эссе по обществознанию
Эссе (Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк).
ЭССЕ́ – небольшое прозаическое сочинение свободной
композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и
соображения по какому-либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту
или определяющую трактовку предмета, его задача – высказать мнение. Эссе
бывают философские и историко-биографические, публицистические и
литературно-критические, научно-популярные и беллетристические. Стиль эссе
отличается лёгкостью, образностью, установкой на разговорную лексику и
интонацию.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
— М.: Росмэн. Под редакцией проф.
Горкина А.П. 2006.
ЭССЕ́
– жанр философской,
литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы,
сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто
парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель
жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В.
В. Розанова, Вячеслава И. Иванова).
Энциклопедический словарь. 2009.
Структура и план эссе
Структура определяется предъявляемыми
требованиями:
1.
мысли автора по проблеме
излагаются в форме кратких тезисов или предложений, содержащих теоретический
материал.
2.
мысль должна быть
подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы и примеры.
Аргументы - это факты, явления
общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные
доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в
пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента
могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном
на краткость и образность.
План и клише
1. Цитата.
2. Проблема, поднятая автором; её
актуальность.
«Автор
поднимает проблему …».
«Данная
проблема является актуальной (по прежнему актуальной), так как её решение…».
3.
Смысл высказывания.
Необходимо раскрыть смысл высказывания,
но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать
следующие клише:
«Смысл
данного высказывания состоит в том, что...».
«Автор
обращает наше внимание на то, что...».
«Автор
убеждён в том, что...».
4.
Собственная точка зрения.
Определение своей позиции к
высказыванию. Здесь можно согласиться с автором полностью,
можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания,
или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом
можно воспользоваться следующими клише:
«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил
в своем высказывании (картину, ситуацию, проблему и т.д.)».
«Я
согласен с автором в том, что...».
«Нельзя
не согласиться с автором данного высказывания по поводу...».
«Автор
был прав, утверждая, что...».
«На
мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину
современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в
обществе... одну из проблем современности)»
«Позволю
себе не согласиться с мнением автора о том, что...».
«Отчасти,
я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться».
«А
не задумывались ли вы над тем, что...?».
5. Аргументация на теоретическом
уровне.
Далее следует обосновать собственное мнение
по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства),
то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на
двух уровнях:
1)
Теоретический
уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины,
противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных,
мыслителей).
2)
Эмпирический
уровень — здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.
Помни! Необходимо привести не менее двух примеров из
социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность
высказанных суждений.
6.
Вывод.
«Подводя
общую черту, хотелось бы отметить …».
«Таким
образом, можно сделать вывод...».
Оформление эссе
При написании эссе важно учитывать
следующие моменты:
1.
Нужно помнить,
что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством.
2.
Вступление и
заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она
ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
3.
Необходимо
выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так
достигается целостность работы.
4.
Стиль изложения:
эмоциональность, экспрессивность, художественность. Надо помнить, что стиль
отражает особенности личности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий