вторник, 14 июня 2016 г.

Уважаемые учащиеся! Всем тем, кто готовится к ЕГЭ по обществознанию, будет полезна информация из аналитической справки ФИПИ. 
Как писать эссе.

Остановимся на еще одной паре работ, авторы которых избрали высказывание П. Блау «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». 

Ответ 3. "«Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» написал П. Блау. Эта цитата стала для меня ключом к пониманию будущего человека. Я согласна с мнением автора. Во-первых, родители учат нас, заботятся о нас, воспитывают, направляют на правильный путь. Во-вторых, когда мы думаем о своем будущем, мы смотрим на своих родителей и предполагаем стать такими же, как мама (или папа) или же выбрать другую профессию. Например, моя мама по профессии повар, и она не хочет, чтобы я тоже стала поваром, у них зарплата небольшая. В-третьих, родители всегда своим детям желают лучшего, чем они добились сами, поэтому они так много вкладывают в нас. Например, мальчик живет в малообеспеченной семье. Папа – продавец книг, мама – домохозяйка. Мальчик учится в 9 классе, сам уже немного подрабатывает. Смотря на родителей, он не хочет такой жизни. И поэтому после окончания школы и техникума поступает в институт на юриста. После института устраивается на работу и получает высокую зарплату, также помогает родителям. Таким образом, можно сделать вывод о том, что всегда нужно хотеть для себя и своих родных самое лучшее. Чтобы жизнь прожить, не жалея ни о чем". Ответ 4. "П. Блау в своем высказывании раскрывает значимость и влиятельность социального статуса в современном обществе. Он раскрывает проблему социальной стратификации. Молодые люди имеют разный статус в обществе, и чтобы получить хорошую работу или просто завоевать уважение используют статус родителей. Все люди понимают, что, к сожалению, социальный статус и престиж играет большую роль в отношении к индивиду а наши дни. В этом проявляется и социальная стратификация. Как известно, социальная стратификация - это расслоение общества на группы. Каждая группа занимает определенное место в социальной среде. Кого-то относят к высшему классу, например, банкиров, кого-то к низшему. Но каждый человек может подняться вверх по социальной лестнице или же опуститься вниз. Это явление называют социальной мобильностью. Как мы знаем, социальная мобильность - это переход из одной группы общества в другую. Многим людям удается стать успешными и без помощи связей родственников, т.к. они ставят задачи и достигают их. Однако судя по историям из светской и политической жизни, можно судить, что многие политики и просто влиятельные люди помогают своим детям пробиться в обществе. Взять к примеру Ксению Собчак. Конечно, ее отец был очень влиятельным человеком, и его связи помогли ей утвердиться в обществе, но нельзя забывать, что сама она очень умный и развитый человек. Просто из-за не самого удачного пиара это никто уже не замечает. Но вот всемирно известный Билл Гейтс был обычным юношей и со временем смог добиться огромных высот. И также он воспитывает своих детей. В газете "Комсомольская правда" я как-то читала, что несмотря на его многомиллионное состояние, он дал детям всего немного денег для начального бизнеса, а остальное направил на благотворительность. И один мой знакомый доказал, что можно завоевать уважение в обществе и без связей родителей. Он сам смог честным путем поступить в Санкт- Петербургский горный университет, а потом и пойти в аспирантуру. Сейчас в свои 22 года он защищает кандидатскую степень и является помощником ректора, а это нужно заслужить. Есть много путей для утверждения себя в обществе. Многие выбирают наиболее легкий путь, но есть и те, кто добивается всего сам, не опираясь ни на чью помощь. Главное это быть честным по отношению к себе и другим людям, не присваивать чужие награды, а пытаться найти ту сферу в жизни, в которой ты сможешь стать успешным и без помощи родителей". В отличие от предыдущей, данная тема достаточно конкретна и более социально ориентирована. Очевидно, что в теоретическую часть аргументации должны войти: понятие «достигаемый социальный статус», прежде всего в его профессиональной составляющей; критерии, определяющие положение человека в обществе; рассмотрение такого фактора воздействия на профессиональное продвижение, как возможности и влияние родителей. К сожалению, в первом ответе аргументация на теоретическом уровне работы не представлена вовсе. Саму идею, выраженную в заголовке темы, автор сводит к простой мысли: родители желают детям лучшей доли, поэтому стараются помочь им обрести новую, «лучшую», чем их собственная, профессию. Оценка «качества» профессии производится толькопо одному показателю – размеру заработной платы. Два приведенных примера представляют собой упрощенное описание собственной ситуации («мама не хочет, чтобы я была поваром») и некую смоделированную и, очевидно, желаемую для себя ситуацию учебы в вузе с обретением в дальнейшем высокооплачиваемой профессии. Это слабая работа. Она отражает не только отсутствие у экзаменуемого определенного круга обществоведческих знаний, но и весьма поверхностные представления о современной социальной жизни. Второй ответ содержит довольно развернутую теоретическую часть. Автор приводит и раскрывает понятия «статус», «социальная стратификация», «социальная мобильность». К сожалению, отошла на второй план именно профессиональная составляющая статуса. В качестве примеров в работе приводятся два реальных социальных факта, один из которых доказывает, что «родители все-таки влияют и помогают» (продвижение К. Собчак), а второй подтверждает идею о возможности самостоятельного карьерного роста (Б. Гейтс). Так что автору, видимо, не следовало сразу соглашаться с высказанной П. Блау мыслью. Хотя данный ответ, несомненно, является более содержательным и глубоким, чем первый, но и в нем содержится общий для многих эссе недостаток – неумение раскрыть мысль, заложенную в приведенном высказывании. Характер ее трактовки выпускником становится понятным только из дальнейшего изложения. Немногим удается получить за выполнение этого задания высшую оценку – 5 баллов. Тем не менее получить высокие баллы возможно. Три условия можно считать здесь решающими: – хорошее знание обществоведческого курса, определенный уровень владения материалом из «смежных» предметов: истории, литературы, а также умение осмыслить и корректно использовать собственный социальный опыт; – учет специфики данного задания, владение своего рода алгоритмом его выполнения; – опыт не только написания эссе по различным темам, но и его анализа с учетом критериев оценивания. Понятно, что отсутствие первого условия не компенсируется наличием двух других. Но бывают ситуации, когда экзаменуемый хорошо знает материал, но пишет слабую работу. Широкие познания выливаются в многословие, подчас теряется предмет рассмотрения, основные аргументы тонут в потоке общих соображений. В этих случаях как раз и проявляется недостаточный учет особенностей данного задания и отсутствие должного практического опыта работы с этими заданиями.
Выполнение этого задания не задает строгой последовательности действий; к примеру, выпускник может привести какое-либо положение теории и сразу подкрепить его примером, а может сгруппировать весь иллюстративно-конкретизирующий материал в отдельный блок. Тем не менее, следуя общей схеме оценивания, можно выделить несколько этапов в подготовке работы. Этап 1. Осмысление выбранной темы. При разборе ответов выпускников мы увидели, что это одна из наиболее сложных задач. Часто, чтобы лучше понять приведенное утверждение, полезно попытаться его перефразировать.
Этап 2. Формирование своего отношения к выбранному суждению. Данный элемент не оценивается, но определяет логику раскрытия смысла темы и характер приводимых теоретических положений и примеров. В подавляющем большинстве случаев выпускники поддерживают позицию автора цитаты. Однако это совсем необязательно. Возможны ситуации, когда одна часть высказывания представляется верной, а другая – спорной или опровергнутой дальнейшим ходом развития. Примером такого тезиса может служить высказывание Жореса о том, что социальная революция – варварская форма прогресса. Можно исходить из того, что в современных условиях революция не только не обеспечивает прогресса, но и подчас отбрасывает общество назад. Этап 3. Выбор ключевых понятий. Здесь основные ориентиры – понятия, использованные в цитате, и указание на связь темы с определенной областью обществознания. К примеру, для темы «Знания – сокровищница, но ключ к ней – практика» (Т. Фулер) такими понятиями являются «знания» и «практика». Тема отнесена к области философии. Для данного эссе особое значение будет иметь философский раздел, связанный с теорией познания, в частности знание особенностей познания как вида деятельности. Заметим, что указание на связь темы с определенной областью обществознания ориентирует экзаменуемых, но не является строгим предписанием. Для раскрытия темы выпускник может использовать понятия и теоретические положения из любой области обществознания, комбинировать теоретические знания из разных областей. Этап 4. Следует помнить, что аргументация на теоретическом уровне не должна сводиться к перечню отдельных понятий и их кратких определений. Эту часть важно выстроить как рассуждение, логически связывающее понятия и общие положения в единое целое. Так, раскрывая сюжет о роли практики в познании, можно построить следующую цепь рассуждений: знание – результат познавательной деятельности людей; роль практики в познании очень велика: она основа познания, важный стимул познавательной деятельности и один из критериев истины, она же определяет границы познания; понятие «практика» в философии имеет очень широкое значение (повседневная деятельность, реальные проблемы людей, исторический опыт, научный эксперимент и т.п.); выступая стимулом и основой познания, именно практика во многом определяет, что нуждается в изучении в первую очередь, какие проблемы ждут своего разрешения. Выступая критерием истины, практика помогает отбросить ошибочные взгляды и предположения. Так что к знаниям как «сундуку с сокровищами» без «волшебного ключа практики» не подступиться. Этап 5. Подтверждение выводов и суждений фактами и примерами. В критериях оценивая эссе большое внимание обращается на характери разнообразие источников тех конкретных знаний и сведений, которые используются для подтверждения, конкретизации положений теории. Житейский опыт, обыденные знания, конечно, могут быть таким источником, но это должен быть не единственный источник. Ценность ответа поднимают уместно приведенные исторические факты, ссылки на литературных героев, материалы, почерпнутые из СМИ. Этап 6. Формулирование заключительного вывода. В конце работы уместно обобщить представленный материал и дать итоговое заключение, которое должно еще раз кратко выразить отношение экзаменующегося к позиции автора цитаты.

Источник http://fipi.ru/sites/default/files/document/1409347255/metod_rekom_ob_2014.pdf

Комментариев нет:

Навигация

Copyright Text