В помощь ученику

    При подготовке  печатной работы (реферат, доклад и др.) необходимо руководствоваться правилами оформления текста.

  План характеристики и оценки выдающегося исторического деятеля

1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:
• историческая обстановка;
• ближайшее окружение;
• путь формирования личности; основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.
2. Определите, с чем была связана его деятельность, интересы какого социального слоя он выражал; его единомышленники.
3. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач, объективно стоявших перед страной и народом.
4. Раскройте связи и противоречия личности - в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
5. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.
6. Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.
7. Оцените его роль в истории:
• по результатам его деятельности;
• по значимости этой личности для страны, народа;
• по его влиянию на последующий ход событий и т.д.;
• по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.
8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.). 


 Памятка по работе с планом текста
Планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Как составлять простой план.Как составлять сложный план
1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5) Запишите план.
1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом.
1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
Требования к плану.
1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
 Схема записи плана может выглядеть так:
I. ---------------------------------------
1. ---------------------------------------
2. ---------------------------------------
3. ---------------------------------------

а) ---------------------------------------
б) ---------------------------------------
в) ---------------------------------------
II. ---------------------------------------
III. ---------------------------------------
Как готовиться к семинару.

1.     Внимательно прочти вопросы к занятию.
2.     Проверь, есть ли дома рекомендованная литература, если нет – сходи в библиотеку.
3.     Не откладывай поиск литературы и подготовку на следующий день.
4.     Прочти параграф, выдели главную мысль, сделай выписки из хрестоматии и учебника.
5.     Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу делая выписку на листках или карточках нумеруя их пунктами плана, к которому они относятся.
6.     Оформляя выписки, не забудь записать автора, названия гор и место издания, том, страницу.
7.     При чтение найди в словарях значение новых слов, недостаточно тебе известных.
8.     Просматривая периодическую печать делай вырезки по теме семинара.
9.     Проверь, на все ли вопросы плана у тебя есть ответы.
10.                       На полях конспекта запиши возникшие у тебя вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.
11.                       В случаях затруднения с опытом, обратись за консультацией к учителю.

Памятка докладчику
1. Выбрав тему доклада, узнай срок, к которому доклад должен быть подготовлен. Возьми у учителя список литературы или составь его, используя библиотечный каталог.
2. Вникни в формулировку темы (о чем тебе надо будет рассказать слушателям?) Определи ключевые слова, а также границу будущего высказывания. Это делается для того, чтобы твое выступление не было поверхностным, формальным или же слишком объемным.
3. Изучите литературу по теме. Наиболее важное отметьте карандашом, сделайте закладки или законспектируйте. Обратите внимание на факты, детали, которые будут интересны слушателям.
4. Составьте для себя план будущего выступления. Продумайте логику повествования, переходы (связки) от одной мысли к другой.
5. Систематизируйте материал, уберите лишнее, не относящееся к теме.
6. Прочитайте готовый доклад вслух, тогда вам легче будет обнаружить алогизм, непоследовательность повествования, речевые ошибки.
7. Засеки время своего выступления. Если тебе отведено меньше времени, чем занимает доклад, сократи его, оставив самое важное и интересное. Помни, что нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы тебя было интересно слушать.
8. Перескажи доклад. Помни, что одно из условий успешного выступления – это зрительный, эмоциональный контакт со слушателем. Если вы уткнетесь в текст своего выступления, то слушатель вскоре потеряет интерес к вам.
9. Подготовьте к своему выступлению наглядные пособия.
10. Будьте готовы отвечать на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения.

П А М Я Т К А
правил печатания знаков препинания, цифр, чисел
и некоторых сокращений


 Точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, черточка (дефис)
 Печатаются без пробела
 Перенос, вопросительный и восклицательный знаки
 После этих знаков делается пробел
 Процент, градус
 Пишутся без пробела с цифрой, к кторой они относятся: 115%, 60 о
 Кавычки, скобки
 Перед раскрытием скобок, кавычек делается пробел, и после закрытия скобок, кавычек делается пробел. Слова, которые заключаются в кавычки, скобки, пишутся без пробела.
Журнал «Наука и жизнь»; (аплодисменты)
 Тире
 Пишется с пробелом до этого знака и после него. Этим тире отличается от черточки (дефиса).
Москва – столица нашей родины. 12 – 15%. Но допускается 5-6%, 1993-1994 гг.
 Параграф, номер
 Отделяются пробелом от цифры, к которой они относятся: № 18; § 23; (§§ 5-6).
 Написание некоторых цифр, чисел
 4256; 21 245 или 3.245.317;
четырехзначные числа разделяют на группы только в таблицах: 6 245
25 318
2-я линия; 2-мя сутками; 2-метровый; 3-этажный; 6-ой день.
5 2/3 – целое число отделяется пробелом.
Между знаками арифметических действий делается пробел:
100 + 250 = 350; (а + в) = а 2 + 2 ав + в 2
 Римские цифры
 Для обозначения римских цифр используются заглавные буквы . Римские цифры употребляются для обозначения веков, кварталов года, съездов, конференций, конгрессов, глав учебников и др.
В VII главе; ХХ век; VIII съезд.
 Некоторые сокращения
 См, м, км, км/час, кг, 200 т., 25 кг, 32 см. 
После цифры – пробел.








Комментариев нет:

Навигация

Copyright Text